Строгановы в истории и культуре Русского Севера и Пермского края

На протяжении более чем пяти столетий, представителям знатнейшего и богатейшего рода Строгановых принадлежит одно из важнейших мест в освоении и развитии промышленности, различных производств, в культуре  русского Севера, Пермского края, России. Многогранная и многовековая  деятельность представителей этого рода наложила отпечаток на историю и культуру России. Это – уникальное явление не только в отечественной, но и мировой истории.

Начало славы и богатства торгово-промышленного дома Строгановых относится к ХУ веку, ко времени деятельности Аникия Федоровича (1497-1569/70). Он сумел организовать и развить гигантское хозяйство в Сольвычегодске, затем – в Пермских землях. Хозяйство основывалось на солеварении. Во второй половине XVI века Строгановы в своих поморских вотчинах одними из первых в России стали  организовывать  железоделательное производство, которое к началу XVII века переместилось в Пермские земли, а в XVIII веке, с петровскими реформами, стало развиваться здесь особенно интенсивно.

Все, что связано во все времена с именами Строгановых, -- хозяйственно-строительная деятельность, архитектура, промыслы, книжные,  иконные, и другие вклады в церкви, коллекционирование – поражают своим размахом,  рачительностью, функциональностью.

Для возведения храмов, постройки резных иконостасов, строительства солеварен, промышленных предприятий привлекались искусные мастера. Все «строения именитых людей Строгановых» отличали обязательный высокий художественный уровень исполнения. Масштабность и организованность художественно-строительной деятельности  Строгановых невозможно выразить такими словами как «меценатство» или «частный заказ». Понятие «Строгановский» стало обозначением определенных художественных особенностей во всех видах искусства.  

Начало культурно-строительной  деятельности и «иконного дела» относится к 1562 году, когда в Сольвычегодске, в своем родовом имении, Строгановы стали возводить Благовещенский собор. Историк рода Строгановых А.Введенский относит расцвет иконописания в Сольвычегодске и создание «иконных горниц» к 1580-м годам – первой половине ХУП века и связывает его с необходимостью украшать соборы Сольвычегодска, а так же строящийся Пыскорский монастырь и другие церкви Пермских вотчин. Строгановские  вклады в храмы их владений ныне составляют одну из древнейших частей коллекций иконописи, лицевого и орнаментального шитья, рукописной и старопечатной книги, декоративно-прикладного искусства и «рассыпаны» по музейным собраниям России.

На протяжении более чем пятисотлетней истории рода Строгановых с их именами были связаны актуальные на сегодня понятия «меценат», «Строгановские вклады», «покровители искусств и художеств». И каждый век выдвигал свои художественные приоритеты, художественный стиль,  свои виды и жанры искусства.

Требования вложения капиталов изменялись на протяжении столетий. Так если в средневековый период Строгановы  строили храмы, солеваренные предприятия, на вновь осваиваемых землях -- укрепленные острожки и городки, то с ХУШ века, времени петровских реформ, развивали сравнительно новую отрасль промышленности – выплавку металла. С развитием горнозаводской промышленности стали возникать заводские поселки, города—заводы. Именно этим городам-заводам и административным центрам владений принадлежит ведущее место в развитии экономики, культуры, искусств, просвещения в ХУШ и Х1Х веках.

Следствием развития городов-заводов, промышленности, наличия значительного числа грамотных специалистов для управления горнозаводскими имениями, было открытие во многих из них школ, библиотеки, даже «музеумов» с моделями машин. Острая практическая необходимость способствовала развитию как частных школ и училищ, так и государственных. Наиболее активными в деле обучения своих крепостных были Строгановы. В результате создалась уникальная ситуация – при заводах и административных управленческих центрах образовался значительный слой крепостной интеллигенции, приобщенной к городским формам культуры.

В 1824 году графиня Софья Владимировна открыла в Петербурге Школу горнозаводских и сельскохозяйственных наук. Школа действовала до 1840- х гг. и дала Пермским вотчинам управляющих, инженеров, мастеров заводских производств, лесоводов. Среди них известный  лесовод А.Е.Теплоухов, главные лесничие пермских имений Н.Н.Глушков, М.Я.Россомахин, управляющие, историки рода Строгановых Ф.А.и В.А. Волеговы и другие.

В этой Школе жили и крепостные живописцы и иконописцы, которых Софья Владимировна, не давая вольную, отправляла к академическим учителям по договору.

В 1825 г. граф Сергей Григорьевич, государственный деятель, генерал, участник Бородинского сражения основал «бесплатную школу рисования в отношении к искусствам и ремеслам». В 1844 г. Школа стала государственной, а с 1860 – получила название Строгановского училища. В ней преподавали и учились многие известные художники, архитекторы, составившие славу России – М.Врубель, К.Коровин, А.Щусев, К.Андреев, С.Герасимов и другие. Ныне – это Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г.Строганова, наиболее многопрофильный художественный вуз России.

Покровительство художествам и наукам, меценатство и коллекционирование, начатое еще Аникием Федоровичем, стало фамильной, родовой чертой Строгановых. Менялись во времени  лишь предпочтения и пристрастия. Известно, что коллекцию картин имел Сергей Григорьевич (1707-1757), его сын – Александр Сергеевич (1733-1811) не только увеличил собрание, но и издал первый в России каталог своей коллекции. Известными в России были коллекции Сергея Григорьевича (1794-1882). Он увлекался археологий, был председателем Московского общества древностей Российских, основателем Археологической комиссии.

Пермская земля обогатила археологические коллекции С.Г.Строганова, открыла «сасанидское серебро», «чудские древности» (пермский звериный стиль). В настоящее время коллекции  хранятся в Государственном Эрмитаже. Собственностью Эрмитажа и  Русского музея стали и богатейшие коллекции Строгановского дворца, которые собирали и пополняли несколько поколений знатного рода.

Русский Север, где начиналась деятельность рода, Пермская земля  хранят память о Строгановых: «Строгановские дома», Строгановские церкви, Правление Строгановских земель, «Строгановская икона», «Строгановская архитектура», «Строгановское лицевое шитье» и т.д. «Строгановские вклады» сегодня находятся в Сольвычегодском, Тотемском, Березниковском, Ильинском, Коми-пермяцком, Добрянском , Пермском музеях, Пермской художественной галерее и других музеях и частных коллкциях.

Уникальная культовая и светская «Строгановская архитектура» Сольвычегодска, Ильинска, Усолья, Орла, в XXI веке получили «вторую жизнь».

 Многое из рачительных и комплексно-ансамблиевых сооружений не дошло до наших дней за давностью лет. Многое было разрушено при строительстве Камской ГЭС и образованием на этих территориях Камского моря. Тем более ценно то, что пережило время и катаклизмы истории. Эти памятники как вехи истории, сегодня становятся знаковыми, своеобразными символами региональной культуры, которая включает в себя, в сферу своего осмысления огромный временной диапазон исторических и культурных событий.

Строгановы  входят в современную культуру как «культурные герои» или популярные культурные символы.

«Богатство – отечеству, себе оставлю имя» - эти слова, начертанные на гербе Строгановых, уже несколько столетий в исторической памяти меняющихся поколений.

Художественное наследие вне времени, оно нетленно, как и добрые дела, на благо России живут вечно,  так и память о тех, кто приносил «отечеству славу».

 

Литература:

Попов Н.С. Хозяйственное описание Пермской губернии. Спб., 1813. Ч.3.; Коган Л.А. Крепостные вольнодумцы (Х1Х век). М.: Наука, 1966; Мухин В.В. «Строгановский регион» и его роль в формировании культуры дореволюционного Урала//Строгановы и Пермский край. Материалы научно-практической конференции 1992. Составитель: Н.В.Казаринова. Пермь, 1992. С.6--8; Казаринова Н.В. Строгановы и Пермский край//Искусство Пермских вотчин Строгановых. Составители издания Н.В. Казаринова. Н.В.Скоморовская. Пермь, 2007. С.9-37

Н.В.Казаринова