Сольвычегодский историко-художественный музей

Сольвычегодск в XVIII векеМузей основан в мае 1919 года. Инициатором создания музея был известный краевед И.И.Томский. Основу музейного собрания составили памятники древнерусского изобразительного и декоративно-прикладного искусства XVI – XVII вв., хранившиеся в Благовещенском соборе – домовой церкви семьи Строгановых. Неотъемлемой частью комплекса Благовещенского собора является родовая усыпальница Строгановых, построенная в 1826 году на средства графа Г.А.Строганова. Мировую известность в собрании музея имеют вклады семьи Строгановых – произведения «иконных горниц», строгановских мастерских лицевого шитья, мастеров серебряного дела.

 

   Значительное место в коллекциях музея занимают изделия народных мастеров Сольвычегодского края: одежда, головные уборы, предметы крестьянского быта XVIII – начала XX столетий. Имеются собрания рукописной и старопечатной книги, письменные источники, фотоархив; коллекции русской, советской живописи и графики, нумизматики.

   В музейный комплекс входит городская усадьба сольвычегодских купцов Хаминовых, в которой представлены фрагменты интерьера конца XIX в. В выставочном зале усадьбы регулярно проводятся выставки предметов музейного собрания и экспонатов из частных коллекций.

   В мемориальном доме М.П.Кузаковой сохранилась подлинная обстановка периода пребывания в сольвычегодской ссылке (1910 – 1911 гг.) И.В.Джугашвили (Сталина).

   Образованная в 1991 году школа-мастерская народных ремесел Сольвычегодского историко-художественного музея – сегодня широко известный центр по возрождению традиционного ткачества.

     Строгановские иконы и произведения лицевого шитья из собрания Сольвычегодского историко-художественного музея неоднократно представляли отечественную культуру на российских и международных выставках. Достаточно перечислить географию выставок, чтобы представить интерес к этим памятникам сегодня: более 20 выставок в Москве, Ленинград (1987 г.), Санкт-Петербург (1998 – 1999, 2000, 2003 – 2004, 2006, 2007, 2012), Пермь (1988, 1993), Екатеринбург (2002), Сыктывкар (2003, 2008, 2011), Титоград (1981 г.), Бирмингем (1988), Ватикан (1989), Флоренция (1989), Карлсхамн (1990), Париж (1991, 2010), Токио (1992), Римини (1993), Скопье (1997), Никосия (1998), Потленд, Кимбелл (2000), Амстердам (2002). Сольвычегодские памятники выставлялись в Государственной Третьяковской галерее, Эрмитаже, крупнейшем музее мира – Лувре.

   На протяжении всего существования Сольвычегодского музея основная экспозиция располагалась в Благовещенском соборе. Сменилось не одно поколение хранителей, менялись названия экспозиций, но строгановское наследие было и остается главным музейным раритетом.

   Тысячи туристов ежегодно приезжают в Сольвычегодск из всех уголков России, дальнего и ближнего зарубежья, чтобы увидеть уникальное художественное наследие, оставленное здесь «на поминок ныне и впредь» Строгановыми.