Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф.Коновалова

Основан в 1925 г.. Первоначально располагался в Усолье в Строгановских палатах, памятнике архитектуры первой четверти ХУШ века. В 1954 переведен в г.Березники. в 1988г. г. в Усолье образован его филиал. В 1995 г. музею было присвоено имя известного краеведа И.Ф.Коновалова.

Уникальная часть фонда (общий фонд более 81380, основной -55383 единиц хранения) – это  документальный и художественный материалы, связанные со Строгановыми: описи ризниц и церковного имущества, оклады икон работы московских и костромских мастеров, золотное шитье, литургические предметы, клировые ведомости Усольских храмов, документы канцелярии Орловских соляных промыслов, сведения о приписанных к промыслам людях, чертежи крепостного архитектора Тудвасева, произведения живописи крепостных живописцев и иконописцев конца ХУШ- первой половины Х1Х вв, материалы о хозяйственной и культурной деятельности Строгановых, фонд редкой книги и т.д.. В фонде редкой книги – значительная часть Строгановской вотчинной библиотеки. В археологическую часть коллекции вошли предметы из раскопок Орла-городка и др.

Особую ценность представляют иконы Строгановских вотчин конца ХVI-ХVII вв.

 

Коллекция иконописи, так же как и других предметов церковного искусства, была привезена в 1920-30- х годах музейными экспедициями из древних храмов Орла, Усолья, Пыскора, Веретьи, Дедюхина. Эти годы определялись нетерпимой антирелигиозной политикой советского государства. Закрывались храмы, церковные ценности изымались. И только благодаря настоящим подвижникам - музейным работникам и их последователям наиболее ценные памятники попадали в музеи. История сохранила имена собирателей и хранителей коллекций Березниковского музея. Одним из первых собирателей богатейшего наследия древних бывших Строгановских земель был И.Ф.Коновалов. В 1929-33 годах он был заведующим Усольского музея, который был основан в 1925 году в историческом селе Усолье и размещался на правом берегу Камы в Строгановских палатах, памятнике архитектуры первой четверти ХVIII века.

Главным делом жизни И.Ф.Коновалова в 1930-х годах было изучение истории края, его культурных и природных богатств. К этому делу он привлек группу молодых краеведов, куда входили С.Трудов, А.Липин, Г.Сарапулкин, Г.Антипин, К.Хомутов, В.Кудрявцев и другие. Деятельность этого поискового отряда молодежи описана в рассказе известного писателя К.Паустовского «Великан на Каме», названным автором «коноваловские ребята». Благодаря Паустовскому деятельность отряда стала известна всей стране. Поисковый отряд Коновалова исходил пешком и по водному пути только в 1931 году в общей сложности около 550 километров. «Коноваловские ребята» собрали огромный историко-художественный, этнографический материал, описывали новые дороги, поселки, пещеры, работали над составлением карты полезных ископаемых территории.

Перипетий жизни И.Ф.Коновалова хватило бы ни на один роман. Из-за непонимания чиновниками ценности исторического наследия, в знак протеста, вынужден был уйти из музея. Работал экономистом-плановиком, в отделе народного образования. За «антиправительственную» деятельность был арестован, потом реабилитирован. Работал на различных предприятиях горстрой индустрии, чтобы снова, в конце 1954 года, вернуться в музей в качестве директора. Но это уже другая история - Березниковского историко-художественного музея, реорганизованного в 1954 году.

Коллекция икон насчитывает более 300 памятников конца ХVI-начала ХХ века. Они привезены экспедициями 1930-1970-х годов из закрытых церквей Усолья, Веретьи, Дедюхина, Орла и других. Многие памятники – дары местных жителей.

Самая ценная – небольшая коллекция икон конца ХVI-первой трети ХVII века, так называемые «Строгановские письма» и «поставления» Строгановых в храмы своих владений. Иконы частично были написаны в Сольвычегодских мастерских специально для Пыскорского монастыря, церквей Усолья, Орла- городка. Другая часть «поставлений» Строгановых в храмы своих владений была заказана известным авторам Иконописной мастерской при Московской Оружейной палате – «царским изографам» П.Чирину, ученику Симона Ушакова – И.Максимову и другим. Несмотря на то, что экспедициями других музеев, большая часть Строгановских коллекций   увезена в музеи Перми и Москвы, то, что было собрано Усольским музеем, а затем перешло в Березниковский, представляет несомненную историко-художественную ценность. Среди Строгановских памятников поистине шедевр, вошедший в «золотой фонд» российского наследия - икона Богоматери «Гора Нерукосечная». Автор неизвестен. Икона опубликована во всех альбомах о Строгановском иконописании, побывала на всевозможных выставках, реставрировалась и изучалась специалистами.

Еще один стилистический ряд представляют иконы Нового времени мастеров, обслуживающих церкви и приходы вотчинных правлений Строгановых и Абамелек-Лазаревых в ХУШ-Х1Х веках. Для выполнения церковных заказов прикамские заводо - владельцы обучали своих крепостных «со значительными пожертвованиями» у цеховых мастеров Москвы, Петербурга и других городов, иногда – у профессоров Академии художеств в Петербурге. Многочисленные архивные документы 1820-1850 –х гг. – «Предписания…» и «Приказы…», «Договоры об обучении…» подтверждают этот способ обучения. Из печатных источников известно, что в Новом Усолье «резчики, позолотчики, живописцы, коими могло хвалиться имение графа (Строганова-Н.К.) выполняли заказы местных монастырей и на стороне» (Пермские епархиальные ведомости, 1870, №3. С.31).

Иконописцы Строгановских земель работали под присмотром и покровительством господ. Строгановы требовали соблюдения традиций древнего иконописания. С целью приобщения своих крепостных мастеров в традициям древнего иконописания, они посылали в свои имения иконы хорошего письма, гравюры, которыми могли «пользоваться» только иконописцы и живописцы. Для изучения древнего иконописания граф С.Г.Строганов предписал своему крепостному живописцу из Нового Усолья И.С.Дощенникову осмотреть иконы, находящиеся в древних городах губернии, и скопировать «замечательные по древности и хорошему письму, могущих быть образцами для приготовления в новый иконостас Добрянской церкви», что и было выполнено Дощенниковым. Подробный отчет о его поездке и описание древних икон сделан со знанием иконописного дела (РГАДА, ф. 1278, оп. 2, д.1550, лл.41-43).

Документально засвидетельствовано существование в Новом Усолье иконописной мастерской. Неизвестно, когда она была образована, но известно, что в 1760 году она была переведена в с.Ильинское, ставшее Главным правлением Прикамских владений Строгановых. Тем не менее, по архивным данным и после перевода она продолжала работать. По «Спискам на служащих, не составляющих необходимой надобности для заводов…» в первой половине Х1Х века в иконописной мастерской Усолья числилось около 15 мастеров различных специальностей – иконописцы и живописцы, резчики, позолотчики, ученики. Сохранились работы наиболее известных из них – И.С.Дощенникова и И.Мельникова. Они хранятся в Березниковском музее, портреты крепостных усольских крестьян Зуевых – в Государственном Историческом музее (Москва), икона «Рождество Христово» И. Мельникова - в Государственном Русском музее (Петербург).

В Ильинске иконописная мастерская просуществовала более века и была закрыта в 1890 году. В 1820-1850 гг. здесь работало около 30 иконописцев, резчиков, позолотчиков и их учеников. Они выполняли работы для часовен, церквей Пермского края.

Другая и большая часть коллекции музея – документальные и художественные материалы ХIХ – ХХ вв.