Строгановские коллекции православного искусства

«Отечеству земные богатства, себе имя» (Terram opes patriae, sibi nomen) – этот девиз, начертанный на гербе рода Строгановых, оказался пророческим. Поколения Строгановых, выходцев из крестьян, ставших купцами, промышленниками и государственными деятелями, приумножали богатства и Российской империи, оставив свое имя в памяти потомков.

Деятельность Строгановых на Пермской земле была разносторонней: строгановские заводы, мастерские, церкви, дома, строгановская школа иконописи и строгановское лицевое шитье – известны во всей России.

Произведения искусства, выполненные по заказам Строгановых (строгановские вклады), находятся ныне в музеях Пермского края. В результате собирательской и исследовательской работы нескольких поколений музейщиков Пермская художественная галерея стала одним из основных хранителей строгановских раритетов (икон, золотого и серебряного шитья, серебряной церковной утвари, произведений декоративно-прикладного искусства, рукописных и старопечатных книг).

Промышленное и социальное развитие края началось с получения в 1558 г. Аникием Федоровичем Строгановым царской жалованной грамоты на владение обширными пермскими землями.

Масштабность и организованность художественно-строительной деятельности Строгановых в ХVI–ХIХ вв. выходит за рамки меценатства. Понятие «строгановский» стало обозначением определенных художественных особенностей в архитектуре, скульптуре, иконописи, декоративно-прикладном искусстве почти на правах стиля. Все, что в течение 350 лет было связано с именем Строгановых, – хозяйственно-экономическая деятельность, строительство, промыслы, книжные, иконные и другие вклады в церкви, коллекционирование – и сегодня поражают своим размахом и рачительностью, высокой культурой и функциональностью.

Покровительство художествам и наукам, начатое Аникием Федоровичем, стало фамильной чертой Строгановых. Менялись во времени лишь предпочтения и пристрастия.

Строгановы с начала своей деятельности возводили в пермском Прикамье храмы. Для написания икон и постройки резных иконостасов привлекались искусные мастера, в том числе и царские иконописцы. Многочисленные заказы Строгановых на иконы, богослужебные книги, церковную утварь содействовали развитию искусств и ремесел.

Строгановы были православными христианами и знатными людьми. Обычай требовал от знатного человека соблюдения «этикетности». В то время доходы и социальное положение человека определяли степень художественного убранства храма, архитектурного украшения строения. Положение обязывало, а состояние позволяло Строгановым возводить красивые и крепкие здания. Совершенство, богатство и насыщенность храмов богослужебной утварью – «лепота храма» – были неизменными признаками строгановского культового строительства. «Великая церковная красота» была своего рода отблеском красоты неизреченной, «сиянием Славы Божией»,  которое видно в каждом произведении искусства. Такое сочетание земной и духовной красоты, характерное для произведений строгановской школы, неизменно восхищает и человека ХХI века.

Культурно-строительная деятельность Строгановых продолжалась, изменяясь соответственно времени, в XVIII и XIX столетиях.

Музеи Пермского края, Пермская государственная художественная галерея, учреждения культуры и науки бережно хранят и изучают строгановское наследие.

Многое за прошедшие столетия утрачено. Тем более ценно то оставшееся, что дошло до наших дней. Строгановские памятники архитектуры и искусства, как вехи истории, стали своеобразными символами региональной культуры Пермского края.